Обычаи и традиции Кыргызстана

Культура киргизского народа развивалась на протяжении многих веков и вплоть до настоящего времени сохранила свою уникальность и ярко выраженные элементы кочевого образа жизни. Гостеприимство, доброта и открытость – это главные качества, которыми славятся киргизы.

Народные традиции, обычаи и обряды киргизского народа определялись кочевым образом жизни. Особое место среди них занимают семейно-бытовые традиции, которые, складываясь веками, отражают накопленную многими поколениями мудрость.



Обычай гостеприимства

Самым традиционным обычаем у киргизов – как и у всех народов - является гостеприимство. Любому гостю оказывались почести. Важны и традиции уважения к старшим. В киргизской семье жилище бабушки и дедушки называли не иначе, как «чон уй» («большой дом»), выражая этим почтительность к основателям семьи. Издревле каждый, чей путь проходил через киргизский аул, не покидал его, не разделив с хозяевами стол и кров. Чай — необходимый атрибут азиатского стола и дружеской беседы. А ведь живущие в Средней Азии уже и не замечают, что обычный напиток стал символом дружественного диалога между людьми, таким незаметным, но и незаменимым собеседником.

Рождение ребенка

Самое радостное и долгожданное событие в истории каждой семьи, конечно, рождение ребенка. Ребенок в семье – символ продолжения рода, бессмертия нации. Поэтому к детям в Кыргызстане особое отношение.
Начнем с того, что еще задолго до знаменательного события беременную женщину старались оградить от всевозможных домашних забот и волнений. Здесь в ход шла магия. В одежде беременной в обязательном порядке должен быть «тумар» - амулет с изречениями из Корана, а также старинные языческие обереги, типа когтей медведя «аюу тырмагы» или лапы филина «укунун тырмаг». В юрте рожающей женщины днем и ночью горел огонь, лежал нож, острием к двери, а на остове дома дулом в небо привязывалось ружье. Все эти нехитрые приспособления должны были отгонять злых духов, с какой бы стороны они ни подступали.

С самого рождения детей в Кыргызстане оберегают от злых глаз, для этого применялись различные амулеты и обереги. Вообще благополучной у киргизов считалась семья, имеющая 10 и более детей, так повелось с незапамятных времен, когда более многочисленный род легче справлялся с внешними опасностями и врагами, да и чисто экономические проблемы обходили его стороной.

Рождение ребенка рассматривается как особо радостное, счастливое событие. Несколько человек как добрые глашатаи верхом на конях разносили весть о рождении ребенка всем знакомым, родным и друзьям, за что получали подарки - суюнчи. Близкие родственники и друзья при этом прославляли родителей.

Жизнь

Кыргызский народ продолжает сохранять обычаи и традиции, дошедшие к ним из глубины веков. Уважение к старшим - одно из основных качеств, которые люди тут прививают своим детям чуть ли не с самого рождения. Неписаные правила проявления почтения ко взрослому поколению, которым и по сей день следуют в Кыргызстане.



  •   У кыргызов издревле положено, что если в семье рождается ребенок, имя ему должен дать самый уважаемый и взрослый человек в его семье. Обычно такая честь предоставляется бабушкам и дедушкам новорожденного.
  • Никто в кыргызской семье не протягивает руку к еде за столом, пока глава семьи не отведает ее первым. Также за столом, молодые ни в коем случае не садятся выше человека, который старше чем они по возрасту. И вообще рассаживание за столом также имеет иерархическую последовательность: на почетном месте всегда сидит самый старший в семье.
  • После окончания застолья кыргызы всегда дают "бата" (благословение к хозяевам стола). Его дает самый старший и почитаемый гость.
  • При встрече младшие по возрасту обязательно здороваются первыми.  
  • При беседе со старшими молодые всегда должны держать такт, не позволяя себе лишних слов при старших.

Жилище, утварь, одежда киргизов — все было приспособлено к кочевому образу жизни. Под его влиянием сложились и многовековые традиции жизненного уклада киргизского народа. Традиции позволяли передавать накопленный тысячелетиями опыт новому поколению. Поэтому обряды выполнялись беспрекословно и нарушители устоев жестоко наказывались. Традиции давали кочевнику шанс выжить в суровом мире.

Нeyмолимое время застанило кочевникои изменить свою жизнь — они осели в городах, и стремительно стала рушиться, казалось непоколебимая, скала обычаев. Некоторые из традиций и обычаев кочевых киргизских племен остались в далеком прошлом, сохранившись лишь в памяти народной (в преданиях и эпосах), другие в неизменном или же трансформированном виде продолжают бытовать среди киргизов и поныне.

Семья кочевника была патриархальной, и, обычно, не менее трех поколений жили вместе -сыновья и родственники составляли один аил или жили в соседних аилах. В большой семье главой являлся патриарх — аксакал, которого все называли отцом — ата. Даже внуки называли деда отцом, а своего настоящего отца — старшим братом, пока был жив дед. Старики пользовались беспрекословным авторитетом и являлись носителями народных традиций и культуры. Они давали советы по поводу тех или иных обычаев во время свадеб, похорон, повседневной жизни Они передавали опыт, накопленный тысячелетиями предыдущими поколениями.

Иерархия семьи была видна во время совместной ежедневной  трапезы. Все члены семьи рассаживались в строго установленном порядке, который каждый усваивал с детства и которому следовал без принуждения.

Кочевники, жившие обособленными аилами, относились к нежданному посетителю как к гостю от Бога (Кудай конок) всегда держали запас провизш для радушного приема. Гость был источником новостей. Кроме того хозяин заботился о безопасности своей семьи — радушие при приеме путника обеспечивало кочевнику добрососедские отношения с другими племенами и народами. В то же время традиции гостеприимства позволяли людям путешествовать на значительные расстояния, не заботясь о крове и пропитании.

Главным занятием киргизов в течение многих веков было скотоводство. Климатические условия Тянь-Шаня позволяли кочевникам содержать здесь скот круглый год на подножном корму. Киргизы просто перекочевывали с одного угодья на другое: летом они поднимались на высокогорные пастбища (джай-лоо), а осенью спускались вниз на зимние пастбища (кыштоо). Эти традиции сохранились и сегодня.

Лошади


В жизни кочевника конь всегда занимал особое место — передвигаясь по огромным пространствам, кочевник не мыслил себя без лошади. В случае опасности он спешил к коню, чтобы достойно встретить противника. Киргизы никогда не использовали коней для перевозки домашнего скарба и утвари. Для этого были верблюды, яки и быки.

Богатство человека определялось размерами его табунов. Лошади были обязательной частью калыма — выкупа за невесту. Коня считали священным животным. Даже его запаха, по поверью, боялись злые духи. Когда случались трудные роды, коня подводили к роженице, чтобы он обнюхал ее. Тяжелобольному человеку возлагали на грудь ногу коня. В детские амулеты прятали конский волос. 

Кобылье мясо и молоко считались целебными. «Если киргиз хоть раз в год не поест мяса лошади и не попьет кумыса, его рассудок помутится» — твердо верили кочевники. Считалось, что купание в молоке белой кобылицы возвращает молодость. Шаманы говорили, что кумыс снимает сорок болезней.

Верховая езда - это часть киргизской культуры. Киргизская поговорка гласит: «Если у вас есть лишнее время в запасе, то часть этого времени посвятите лошади». Существует большое количество зрелищных конных игр, которые часто демонстрируются во время фестивалей. Дети обучаются верховой езде с раннего возраста. Мальчики с детства присматривают за стадом на лугах, девочки учатся традиционным ремёслам, ткут ковры редкой красоты. 

Жилище


Символом киргизской жизни является юрта из войлока, которую можно встретить на пастбищах. До сих пор в больших городах некоторые семьи по киргизскому обычаю строят юрты по случаю важных праздников, таких как рождение ребёнка или свадьба. На флаге Республики изображена юрта. Это подчёркивает первостепенную важность юрты. Флаг республики красного цвета, и в центре представлен Тундук - центральная часть крыши юрты со скрещенным шестом по середине деревянного круга.

Самая колоритная грань киргизского быта это, конечно же, юрты, которые по сей день обильно стоят на горных пастбищах-джайлоо и служат летними жилищами скотоводов - Подробнее ...

Манас

Ещё одна важная составляющая культуры Киргизии и предмет гордости - это народный эпос Манас, легенда о Манасе, его сыновьях и внуках. Манас родился в районе под названием Талас, на северо-западе страны, и о нём народ сложил легенду, будто бы в 9 лет он уничтожил крылатого змея. Сцену этого поединка, запечатлённую в мраморе можно увидеть в Бишкеке напротив Филармонии. Эпосы, сказания длиннее чем Илиада и Одиссея, передавались устно в течение последнего тысячелетия. Первая письменная версия появилась около 100 лет тому назад. Рассказчики и певцы (Акин), исполняющие важные произведения киргизского народа, были уважаемы всеми, и за это их прозвали «манасчи». Подробнее ...


Одежда

В киргизском фольклоре и в исторических хрониках Древнего Китая встречается такое название киргизов, как «белоколпачный народ». В XIX веке академик В. В. Радлов писал: «Специфически киргизскими видами одежды являются верхняя войлочная одежда с рукавами кемечтай, белые войлочные сапоги из козьего пуха, а также белые войлочные шапки, которые редко встречаются у казахов и благодаря которым племени присвоено наименование Ак-калпак». Действительно, белый калпак стал символом киргизского народа.


На рынке Ош в Бишкеке -
мужские войлочные колпаки и
женские платья с
национальным орнаментом

Вся одежда киргизов была приспособлена к кочевому быту. В ней было удобно ехать верхом на лошади, ее легко можно было производить в натуральном хозяйстве патриархальной семьи. Особое место занимала теплая одежда, так как суровый климат высокогорья заставлял киргизов носить ее и летом.
Для изготовления одежды использовалась грубая шерстяная материя, которая ткалась в семье на деревянном станке. Также использовался войлок, шкуры и кожа домашних и диких животных.
Дорогую одежду шили из тканей, привезенных из Кашгара или Ферганы.
Покрой верхней мужской и женской одежды мало чем различался. В основном это был кафтан — чапан со стоячим воротником и пестрыми шнурами с пуговицами.

Еда

Киргизская кухня — это обилие мяса и «мокрой» пищи: супов, блюд на основе бульона и кушаний с подливами, а также молочных продуктов - Подробнее ...

Фотогалерея Праздник Памяти предков - 2019 г.

Фотогалерея Рынок Ош в Бишкеке

Фотогалерея Рынок домашнего ската в Кочкорке


Кочкорка

 


Рынок Ош





Однако самое впечатляющее - что увидеть такие вещи как седла, комузы можно не только в музеях... Вот на рынке в Кочкорке - целый ряд с сёдлами:

А вот трёхструнные комузы на рынке Ош в Бишкеке:

 








Праздник посвященный памяти предков около села Тосор на берегу озера Иссык-Куль в августе 2019 года.

 

  • Праздник
  • Праздник
  • Праздник
Невозможно представить Кыргызстан без рынков. Впечатляет грандиозный Ошский рынок в Бишкеке.
  • Рынок Ош в Бишкеке
  • Рынок Ош в Бишкеке
  • Рынок Ош в Бишкеке

 

Музыка

Вообще же как и все кочевники, киргизы были народом поющим. Процитирую Большую Советскую энциклопедию о разнообразии жанров песенобрядовые - "кошок" (песни-причеты) и "жарамазан" (песни-колядки), трудовые песни, тесно связанные со скотоводческим бытом (большей частью пастушеские песни), из них наиболее распространены: "бекбекей" (сторожевой возглас - "крепко стереги") - ночная песня женщин, караулящих овечьи стада; "шырылдан" ("подмёрзший кумыс") - песня табунщиков; "опмайда" (возглас понукания лошадей) - песня погонщика во время молотьбы. Среди лирич. песен: "кюйгей" (от слова "гореть") - песни о неразделённой любви; "секетбай" (от слова "секет" - милая, любимый) - общее название песен любовного содержания; "арман" ("неисполнившиеся мечты") - песни тоски, горя, жалобы. Бытуют также колыбельные - "бешикыры" ("бешик" - колыбель, люлька, "ыр" - песня), игровые - "селькинчек" ("качели"), шуточные песни-состязания - "кайым-айты-шуу", детские песни - "балдар ыры" ("балдар" - дети).

Кыргызская музыка примечательна тем, что повествует о природе и жизни в горах. Тексты многих песен рассказывают о буднях кочевников, и даже в композициях, где нет слов, тонко передано соответствующее настроение. В Кыргызстане есть множество музыкальных инструментов.


  • Наиболее знаковым является комуз, трехструнный инструмент, напоминающий небольшую гитару
  • Кыл-кыяк (кыяк) – струнный инструмент со смычком. Его изготавливают из тех же пород дерева, что и комуз. Инструмент имеет две струны и смычок – джаа. У кыяка форма ковша, с открытой верхней половиной, а нижняя обтянута верблюжьей кожей.
  • Темир-комуз - щипковый язычковый музыкальный инструмент.
  • Чопо-чоор (глиняный «чор») – пастушеская свирель -древний духовой инструмент. Исполнитель держит инструмент у рта, пальцами перебирая отверстия, расположенные по длине чопо-чоор. Тембр инструмента глубокий и ясный в низких звуках несколько гнусавый.
  • Комуз - один из самыз древних инструментов нашего народа. Его звуки мелодичны, нежны. Этот инструмент изготавливается из деревьев урюка, абрикоса, ели, можжевельника. Самый лучший материал для комуза - урюк. Струны делаются из высушенной кишки барана. В звучании комуза сосредоточены жизнь и любовь к нашему народу, к земле, подвиги, трудолюбие, радость и искренняя любовь.
  • Очень много мастеров можно перечислить вдохновившие жизнь трехструнному комузу.

    Творец музыкальных инструментов Орозобай Кенчинбаев

Орозобай Кенчинбаев

Орозобай Кенчинбаев является заслуженным деятелем культуры Кыргызской Республики, членом Президиума Всемирного Конгресса варганной музыки. С 1962 года он творчески изготавливает 20 видов народных музыкальных инструментов (комуз, темир комуз, кыл кыяк, керней, сурнай, добулбас, чоор, чопо чоор, аса таяк и.т.д.), на 9 из которых он имеет авторское право. Из-за уникальности его мастерства по изготовлению народных музыкальных инструментов он востребован на всю Республику и за ее пределами. За изготовлением отдельных инструментов к нему обращаются из Казахстана, Якутии, Японии и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Все знаменитые комузисты республики индивидуально заказывают комузы Кенчинбаеву. Кенчинбаев не только талантливо создает музыкальные инструменты, но и виртуозно играет на них. О. Кенчинбаев неоднократно был лауреатом Международных фестивалей фольклора (Африканская Республика Сомали, 1977), (Франция, 1985). Ему присвоены звания "Лучший мастер" на Всемирном Конгрессе варганной музыки (1991г.), "Народный мастер" Кыргызской Республики (2002). Он также получил серебряную медаль на выставке прикладного творчества в Италии за лучшее изготовление музыкальных инструментов и юрты (2000).

Видео - В гостях у Орозобай Кенчинбаева

Тысяча комузистов исполнили Маш ботой на открытии Игр кочевников