Люди Кыргызстана

 Кыргызстан - страна многонациональная: киргизы здесь составляют 73% населения, а вторая по величине группа - не русские, а узбеки (15%). Русских тут 6%, а ещё заметны дунгане, уйгуры, таджики, заброшенные депортациями турки и курды, пришедшие вместе с русскими украинцы, татары и немцы...
Кыргызстан государство в Центральной Азии. Расположено в западной и центральной части горной системы Тянь-Шань. На севере граничит с Казахстаном, на западе - с Узбекистаном, на юго-западе - с Таджикистаном, на востоке и юго-востоке - с Китаем.
Территория 199,9 тыс. км2 (5,8% — леса, 4,4% — воды, 53,3% — сельскохозяйственные угодья, 36,5% — прочие земли).
Почти 90% расположено выше 1500 м над уровнем моря.
Население: 6 389 500 чел. (1 января 2019 г.)
Столица — Бишкек (1027,2 тыс. человек).
Большие города Ош (251 тыс.), Джалал-Абад (109,2 тыс.), Каракол (70,4 тыс.).

Кыргызстан состоит из 9 административно-территориальных единиц — Чуйская область, Таласская область, Иссык-Кульская область, Нарынская область, Джалал-Абадская область, Ошская область,  Баткенская область, город Ош и город Бишкек. Областные центры — Талас, Каракол, Нарын, Джалал-Абад, Ош, Баткен.

Всего на территории республики проживают представители более 100 национальностей.

Культура киргизского народа развивалась на протяжении многих веков и вплоть до настоящего времени сохранила свою уникальность и ярко выраженные элементы кочевого образа жизни. Гостеприимство, доброта и открытость – это главные качества, которыми славятся киргизы.

Но в то же время киргизы - тюрки, а тюрок не может не быть патриотом. Люди здесь не громко, но очень искренне гордятся тем, что принадлежат к своему народу,  не избалованные экономико-политическими достижениями, киргизы особенно ценят хорошее отношение к их стране со стороны иностранцев. 
Кыргызский народ продолжает сохранять обычаи и традиции, дошедшие к ним из глубины веков. Уважение к старшим - одно из основных качеств, которые люди тут прививают своим детям чуть ли не с самого рождения. Неписаные правила проявления почтения ко взрослому поколению, которым и по сей день следуют в Кыргызстане.

  • У кыргызов издревле положено, что если в семье рождается ребенок, имя ему должен дать самый уважаемый и взрослый человек в его семье. Обычно такая честь предоставляется бабушкам и дедушкам новорожденного.
  • Никто в кыргызской семье не протягивает руку к еде за столом, пока глава семьи не отведает ее первым. Также за столом, молодые ни в коем случае не садятся выше человека, который старше чем они по возрасту. И вообще рассаживание за столом также имеет иерархическую последовательность: на почетном месте всегда сидит самый старший в семье.
  • После окончания застолья кыргызы всегда дают "бата" (благословение к хозяевам стола). Его дает самый старший и почитаемый гость.
  • При встрече младшие по возрасту обязательно здороваются первыми.  
  • При беседе со старшими молодые всегда должны держать такт, не позволяя себе лишних слов при старших.

Киргизы очень гостеприимные люди. У них выработался целый этикет встречи гостей, обусловленный разобщенностью кочевников-скотоводов, отдаленностью населенных пунктов, недостаточной информированностью людей. Любому гостю оказывались почести. Важны и традиции уважения к старшим. В киргизской семье жилище бабушки и дедушки называли не иначе, как «чон уй» («большой дом»), выражая этим почтительность к основателям семьи. Издревле каждый, чей путь проходил через киргизский аул, не покидал его, не разделив с хозяевами стол и кров.  Чай — необходимый атрибут азиатского стола и дружеской беседы. А ведь живущие в Средней Азии уже и не замечают, что обычный напиток стал символом дружественного диалога между людьми, таким незаметным, но и незаменимым собеседником.

Киргизам присущи такие черты, как трудолюбие, честность, исполнительность, сообразительность, способность сохранять присутствие духа в сложных обстоятельствах жизни и деятельности. Они свободолюбивы, храбры, крепко держат данное слово, любят музыку и танцы. Отличаются высокими волевыми и моральными качествами, выносливостью, упорством в преодолении трудностей в профессиональной деятельности. Как и представители других народов Средней Азии, киргизам присущи подчеркнутое уважение и почтение к старшим. Высоки традиции воспитания национального достоинства. Неуважительное отношение к родным, родственникам при беседе очень остро и очень их обижает. 

Внешность киргиза северных областей очень характерная. Мужчины обычно одеты по-европейски, но часто носят войлочный колпак - по таким киргизского гастрбайтера легко опознать и в Москве. У женщин - яркие длинные платья и платок на голове, но при этом открытое лицо. 


Но есть в Киргизии две особые категории людей  - это дети и старики.

Дети - потому что, как уже говорилось, ценность семьи в Средней Азии абсолютна, и дети для здешнего человека - действительно его будущее. За редким исключением, они здесь выглядят довольными и любимыми:
Со стариками же всё ещё проще и яснее - этот типично восточный культ уважения к старшим... Здесь быть старым почётно, и состарившийся человек - не отживший своё, а наживший своё. Это ощущается даже в языке: у нас вот нет обращений к старику, прямо указующих на его возраст ("Эй, бабушка!", "Здравствуйте, дед!" - странно звучит же?), в то время как в среднеазиатских языках есть прекрасные слова "ата" (к старику) и "апа" (к старой женщине). При том, что пенсии в Киргизии меньше чем в России, старики тут живут лучше даже в материальном отношении, так как на каждого работают всего его потомки. У меня сложилось впечатление, что апа в этих краях - что-то вроде символа: чем лучше она живёт - тем дружнее и трудолюбивее семья, и соответственно все кругом это видят.

Аксакал - Восходит к сложению ак — белый + сакал — борода. Слово заимствовано русским языком из тюркских в XIX веке. Термин «аксакал» в архивных материалах XVIII века встречается довольно редко.




Аксакал Абде Мамыт

С давних времен кыргызы были кочевым народом, занимающийся скотоводством. Зимой они зимовали на подгорьях, где мало снега. Весной со скотом переселялись на пастбища в горах. Пастбища прекрасны чистым воздухом, прохладной погодой, все кругом покрыто зеленой травой. В Кыргызстане имеются знаменитые пастбища как Арпа, Ак-Сай. Чой-Алай, Сырт, Сон-Кол, Каркыра, Чаткал, Кок-Ойрок, Когарт, Жаз-Кечуу, Кен-Кол и другие. Пастбища - это дар природы. Но в настояшее время некоторые пастбища находятся под угрозой исчезновения. Поэтому нужно правильно пользоваться пастбищами, сохранить их - задача каждого человека.

Жизнь киргизского скотовода протекает между аилом (селом в долине) и джайлоо (пастбищем в горах). В аиле у него дом, а на джайлоо он берёт с собой юрту. Киргизия - пожалуй, самая "юрточная" страна после Монголии.

Киргизы не умеют не гордиться своей страной и её наследием, и символы их идентичности - такие как "Манас" и Чингиз Айтматов - здесь почитаются как-то очень искренне и глубоко.

Главные столпы киргизской культуры: писатель Чингиз Айтматов и эпический герой Манас.

Чынгыз Айтматов кыргызский народный писатель. Герой социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственной премии. Всемирно известный писатель. 
Ею произведения «Белый пароход», Жамиля», «Лицом к лицу», «Ранние журавли», «И дольше века длится день», «Красное яблоко", "Первый учитель», «Прощай Гульсары» и еще много других произведений переведены на 180 языков мира. Произведения писателя известы в России, Франции, Италии, Японии, Америке, а тажже во многих других странах и награждены международными премиями.

Про "Манас" можно почитать здесь. В одном лице эпос и хроника, это по сути стержень киргизской идентичности, здешняя библия. Манасчи - дело очень почётное, самыми известными из таковых были Сагымбай Орозбеков (рубеж 19-20 веков) и Саякбай Каралаев (середина ХХ века), в честь которого тажке называюта аилы и ставят памятники. Манас это чисто киргизский эпос.
Айтматов же, напротив, вышел далеко за рамки своего народа. Он писал на русском, в самом известном своём романе увековечил Казахстан, при жизни вошёл в русскую классику, как украинец Гоголь... Но дело в том, что тюрок не может не гордиться своим народом, и потому Айтматов и Манас стали тут тут культурными столпами недостижимой высоты.

О характере кыргызов


Кирзизы в Алайской долине 1903 год

Кочевой образ жизни заставляет кыргызов быть способными выносить голод, жажду и усталость, которые неизбежно сопровождают их в долгих поездках в поисках заблудившихся животных. У них нет страха перед бушующими водными переправами или скользкими перевалами, и они презирают городского жителя, который воздержится от перехода через реку, если его лошадь может потерять опору и будет смыта потоком. В этих тяжелых испытаниях кыргыз учится уверенности в себе, а его частые встречи с незнакомыми людьми при всякого рода обстоятельствах придают ему чувство постоянной готовности и самообладания. Разговор кыргыза полон воспоминаниями о дорогах и странствиях...

    Так описывает известный американский географ Элсуорту Хантингтон в 1907 г. в своей книге «The Pulse of Asia: A Journey in Central Asia Illustrating the Geographic Basis of History» (1907). Элсуорт Хантингтон был сторонник идей географического детерминизма, автор учения о воздействии климата и его глобальных изменений на эволюцию человека, ход истории и смену цивилизаций.Организатор и участник экспедиций в Центральную Азию.


Фотогалерея Люди Кыргызстана.


  • Чабан на джайло
  • Чабан на джайло
  • Тандырная выпечка, в первую очередь лепёшки, тут очень популярна.
  • Манасчи
  • На рынке скота
Праздник посвященный памяти предков около села Тосор на берегу озера Иссык-Куль в августе 2019 года.