Енисейские кыргызы в работах русских и западноевропейских художников XVIII-XIX вв.

История и культура енисейских кыргызов изучается уже не одно столетие. Первоначально оно проходило в рамках изучения Южной Сибири как таковой вообще. Начиная с 20-х гг. XVIII века в Сибирь Российской императорской академией наук начинают отправляться экспедиции с целью изучения этих территорий, его населения, оценки природных ресурсов, климата, флоры и фауны. Большое внимание уделялось территории Минусинской котловины, где было разбросано большое количество разного рода культурных памятников, исторических древностей.

В XVIII веке на Енисее побывали экспедиции российской императорской академии наук, возглавляемые Даниэлем Готлибом Мессершмидтом, Герардом Фридрихом Миллером. Внимание к древностям Сибири нашло отражение в трудах П.С.Палласа, И.Г.Георги, И.Сиверса, И.Фишера, К.Ф.Ледебура, Г.И.Спасского, М.А.Кастрена, Э.И.Эйхвальда, В.Радлова, Д.А.Клеменца и др. Таким образом, шел процесс изучения культурных древностей Минусинского края. Было открыто множество средневековых курганов, изваяний, петроглифов, крепостных сооружений, рунических надписей.

Известно, что в средние века в Минусинской котловине жили енисейские кыргызы - древний тюркоязычный народ. Письменные источники утверждают, что енисейские кыргызы были белокурым и голубоглазым народом. Об этом свидетельствуют как китайские летописи, так и арабо-персидские источники. Так, в известиях китайских авторов эпохи Тан о хагясах (кыргызах) сообщается, что они имеют "рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза". Внешностью они походили на народ, живший к северу от них Бома или Елочжи, т.е. по-тюркски - Алача (Алачины). Персидский автор XI века также утверждает, что у енисейских кыргызов были красные волосы и белая кожа. Ученые полагают, что эти сведения он заимствовал у ибн Мукаффы (VIII век), который по этим признакам считал кыргызов родственниками славян. Письменные источники утверждают, что енисейские кыргызы были «высоки и велики телом», «имеют рыжие волосы и голубые (или зелёные) глаза», «тех, у кого чёрные волосы и глаза, называют несчастливыми».

  • Солнцев Ф.Г. «Киргизская женщина» (1836 год)
  • Солнцев Ф.Г. «Киргизские девицы» (1836 год).
  • «Конные киргизы» (Histoire physique, morale, civile et politique de la Russie ancienne et moderne Николя Габриэля Леклерка. Париж. 1783 год. Атлас. Лист 31)


  • Гравюра «Киргиз и киргизка». Из художественного издания К.Гейслера и Ф.Хемпеля «Живописное описание обычаев, нравов и развлечений русских, татар, монголов и других народов Российской Империи.
  • «Конный киргиз». Из альбома И. И. Георги «Beschreibung aller Nationen des Russischen Reichs, ihrer Lebensart, Religion, Gebräuche, Wohnungen, Kleidung und übrigen Merkwürdigkeiten».-Санкт-Петербург.-1776.
  • Военный лагерь Енисейских кыргызов. Французская гравюра. 1837 г. Антикварная гравюра 1837 года, выполнена под руководством французского гравера Августина Франсуа Лемайтра (Augustin François Lemaitre 1797-1870) для труда Жана-Мари Шопена "L'univers. Histoire et description de tous les peoples» («Земля. История и описание всех народов»). Оригинальная надпись на французском языке: «Kirguises».

Книга вышла в Лейпциге в 1803 году. В её составе содержится 66 раскрашенных миниатюр художника Х.Гейслера. Текст издания выполнен на двух языках: на французском и немецком, но картины подписаны также и на русском языке. Формат: 31,5х25 см.

На гравюре изображены Енисейские кыргызы, их военный лагерь. Все этнографические особенности кыргызов переданы точно и достоверно. На ногах высокие сапоги на каблуках, солдаты-кавалеристы одеты в шаровары, на головах у них кыргызская войлочная шляпа, с разрезами впереди и сзади, с длинными языками. И конечно европеоидный антропологический тип, характерный для Енисейских кыргызов. Аналогичные детали военной одежды и антропологии Енисейских кыргызов мы наблюдаем также в работах Иоганна Георги, Питера Палласа, Николя Габриэля Леклерка

  • «Конный киргиз». Из альбома И.Георги «Beschreibung aller Nationen des Russischen Reichs, ihrer Lebensart, Religion, Gebräuche, Wohnungen, Kleidung und übrigen Merkwürdigkeiten». - Санкт-Петербург.-1776.
  • Киргиз на лошади (лист 33 иллюстраций к известной работе Эдварда Хардинга "Костюм Российской империи", изданной в Лондоне в 1803 году)
  • Киргизки в национальных костюмах. Из атласа к знаменитой работе "Путешествия профессора Палласа в разные провинции Российской Империи". Париж, 1794

  • Киргизы в национальных костюмах (из работы Джулио Феррарио Il costume antico e moderno, o, storia... di tutti i popoli antichi e moderni (Европа. Том VI. Милан. 1826 год))
  • Типы киргиз-кайсаков, подвластных Росии. Русский художественный листок, №21, 1861
  • Традиционный костюм киргизской женщины (лист 34 иллюстраций к известной работе Эдварда Хардинга "Костюм Российской империи", изданной в Лондоне в 1803 году)

  • Киргизы (из Travelling Sketches in Russia and Sweden... by Robert Ker Porter (англ.). Том II. Лондон. 1809 год)
  • Киргизские всадники. Гравюра, выполненная с натуры для капитального труда Жана-Жака Элизе Реклю "Новая универсальная география. Земля и люди". Nouvelle geographie universelle. La terre et les hommes, т.6. Париж, 1881
  • Киргизский султан (иллюстрация Емельяна Корнеева к знаменитой книге "Народы России, или Описание нравов обычаев и костюмов различных национальностей Российской империи", изданной в Париже в 1812-13 гг.)

Илл.№11. Цветная фарфоровая статуэтка «Киргиз» Н.Я.Рашетта. Вторая пол. XVIII в.

Илл.№12. Цветная фарфоровая статуэтка «Киргизка» Н.Я.Рашетта. Вторая пол. XVIII в.

ОГОНЬ В КОСТЮМЕ
Поклонение огню – является одним из древнейших верований у многих народов, в том числе у Енисейских кыргызов. Культ огня у кыргызов существовал во все известные нам времена, и сохранялся в XVIII веке. У кыргызов огонь имел женское лицо и назывался «От Ине» – «Мать Огонь», и был верховным божеством. Кыргызы поклонялись огню и считали огонь самой чистой вещью, «все что падает в огонь – очищается; (так и) мертвого огонь очищает от грязи и грехов». Об этом свидетельствуют средневековые китайские и персидские письменные источники.

Символ огня представлен как в мужском, так и в женском этническом костюме Енисейских кыргызов. В мужской одежде – это прежде всего головной убор, с коническим верхом, загнутыми краями и длинными разрезами спереди и сзади, спадающие длинными языками - символизируют языки пламени

Заметно присутствие в мужском головном уборе темно-красного цвета, а верхней одежде - желтого. Эти цвета также могут символизировать огонь и пламя.
К красному цвету можно отнести и головной убор на цветной фарфоровой статуэтке «Киргиз», выполненной французским скульптором Н.Я.Рашеттом (вторая пол. XVIII в.) (рис. №5).

Илл.: Цветная фарфоровая статуэтка «Киргиз» Н.Я.Рашетта (втор.пол. XVIII в.).

Несомненно, кыргызский головной убор с коническим верхом, загнутыми краями и разрезами по краям свидетельствует об огнепоклонстве, а длинные разрезы спереди и сзади, спадающие длинными языками символизируют языки пламени.
Подобный головной убор носил сам кыргызский Ажо (правитель) еще в VIII веке. Об этом свидетельствует средневековый китайский источник Тан-Шу (История династии Тан). Там сказано, что летом Ажо носит «шапку с золотым ободком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые вяленые шляпы».

В традиционной кыргызской одежде у мужчин на плечах и рукавах пришиты куски шерсти - «жал», которые, также символизируют языки пламени (жал - происходит от жал (жалын) - пламя)

У мужчин в этно-одежде также зафиксировано наличие красной рубахи, что также несомненно символизирует огонь.
********************************************

В женском национальном костюме символами огня являются халат красного цвета, красный пояс, головной убор желтого цвета, халат, ворот и края которого декорированы вперемешку орнаментацией красного и желтого цветами, платок красного цвета , халат в полоску (красного цвета), желтое платье с растительным орнаментом , головные уборы красного цвета содержащие декор желтого цвета, легкая накидка желтого цвета .

Илл: Цветная фарфоровая статуэтка «Киргизка» Н.Я.Рашетта (втор. пол. XVIII в.).
********************************************************
Образ богини «От Ине» у кыргызов представлял собой женщину преклонного возраста, одетую в красное платье. Ее очень напоминает цветная фарфоровая статуэтка французского скульптора Н.Я. Рашетта. Все сакральные мероприятия связанные с огнем у кыргызов выполняли женщины. Красный и желтый цвета были обязательными атрибутами национальной кыргызской одежды, как мужской, так и женской, и символизировали огонь и пламя.
***************************************************
Наряду с красным цветом в кыргызской национальной одежде присутствует и желтый цвет, что также связано с огнем и символизирует пламя огня. Вся эта одежда смотрелась чрезвычайно эффектно на высоких, светлокожих, рыжеволосых и голубоглазых европеоидах, каковыми были Енисейские кыргызы.