Фаворский В. в Киргизии.

Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964 гг.) - один из самых, вероятно, разносторонних русских художников. “Фаворский все время как цельная личность действительно был событием”, - вспоминал о Фаворском его ученик художник Андрей Владимирович Васнецов.
В 1946 году на короткое время творчество В.Фаворского стало событием и в культурной жизни Кыргызстана. Оно связано с великим эпосом “Манас”.
Большое удивление вызывает сам факт предложения правительством Киргизии “формалисту” В. А. Фаворскому иллюстрирования эпоса “Манас”. Художник согласился на это только при условии предоставления ему возможности ознакомиться с жизнью республики, ее искусством, с бытом народа и, конечно, с ее природой. Он считал, что, хотя эпос “иногда очень фантастичен, даже сказочен, он в конце концов приводит к реальной жизни этого народа”.

Недалеко от Фрунзе, в поселке Кашкасу, Союз художников арендовал небольшой домик, который служил этюдной базой. Здесь-то и встретил В. Фаворского Семен Чуйков(народном художнике СССР - все свое творчество и саму жизнь посвятил Кыргызстану). С утра до позднего вечера рисовали и писали мастера с натуры в поле, на току, где кипела горячая молотьба. “Утром и вечером мы готовили себе на костре чай, а днем - обед. Вечерами подолгу сидели у затухающего костра и задушевно толковали об искусстве, о жизни. Эти тихие вечера, когда шум речки Алаарчи подчеркивал свежесть и тишину горной природы и звездное небо осеняло нас, не забудутся никогда”, - вспоминал Чуйков об этой встрече.

Работал Владимир Андреевич с большим увлечением и напряжением: ему очень нравились киргизские лица своей пластической цельностью и выразительностью.
В Атбаши путешественники разместились в роскошной белой юрте с богатым убранством. В. А. Фаворский внимательно изучал ее конструкцию, восторгался искусством киргизских мастериц - ширдаками, ала-кийизами, туш-кийизами, циновками из чия. Здесь же он написал замечательный портрет колхозного мираба Нургазы Акчараева.

С 10 августа по 28 сентября В. Фаворский работал в Кыргызстане. За это время было создано около ста больших рисунков и два альбома набросков. Причем рисовал он довольно жесткими черными и цветными карандашами. И только вернувшись в Москву, в 1946-1947 гг. он стал работать над серией станковых линогравюр на темы эпоса “Манас”.
Как известно, издание эпоса “Манас” в то время не состоялось и, следовательно, серия его замечательных иллюстраций не была опубликована. Мир был лишен возможности увидеть “Манас” глазами и душой великого мастера Фаворского. Так в созданных на киргизскую тему графических композициях Владимир Фаворский по-настоящему сумел прочувствовать время, выразить эпос и создать стиль. И в этом заключается, пожалуй, самое главное обстоятельство его киргизского путешествия, в судьбоносной точке которого утверждаемые им в искусстве категории «разнопространственного» и «разновременного» как будто неожиданно и тесно переплелись.

В Киргизии он оказался в окружении величественного горного ландшафта, ставшего источником неожиданных пространственных изысканий. И, наверное, именно горы всячески обостряли и настраивали композиционное видение Фаворского на изображение повышенной динамики пространства благодаря ощущению захватывающих перепадов высоты и бугрящихся каменистыми хребтами уходящих к горизонту далей.

В прочитанной во время поездки лекции о рисунке художник, рассуждая о сложном контуре, когда «контур вещи является и контуром фона», увлеченно комментирует свою практику рисования гор, имеющих «линию встречи с небом», и потому их «легко изобразить линией.

«Но вы создаете контур гор, которые как бы лежат на небе, а местами фон на них находит, и они в нем как бы тонут. В результате это дает правильный контур, и цвет гор, и цвет неба, которое очень часто в рисунке не штрихуется <…> остаётся белым».

Из листов киргизской серии Фаворского особое внимание привлекают изображения манасчи Саякбая Каралаева. Их встреча произошла случайно в первые дни пребывания художника в Киргизии. Фаворский нарисовал прекрасный портрет, в котором творческое начало, духовная личность сказителя получили яркое и непредвзятое воплощение. Работа не совсем устроила манасчи – он был в обыденной одежде, повседневном войлочном калпаке. Он пришёл к художнику на другой день, нарядившись в шевиотовый бешмет со знаками отличия на груди, одел также тебетей, кунью шапку, любимый головной убор киргизов. Владимир Андреевич, видимо, улыбнулся и сделал другой, в духе времени, парадный портрет сказителя, который сегодня нередко присутствует в различных изданиях, посвящённых эпосу.

Фаворский обращал внимание своих учеников:
– Посмотрите, какая тонкая кожа охватывает лоб женщины-чабана, которую мы рисуем. У русских женщин лбы чаще бывают мясистыми. И действительно, эта особенность киргизок невольно бросается в глаза, у многих кожа на лбу такая тонкая, что будто отдаёт светом. 
Карандаш художника запечатлел киргизов разных поколений. За каждым портретом стоит отдельная личность и судьба человека, занятого ежедневным нелёгким трудом. Создаётся впечатление, что они из восточной вежливости согласились посидеть перед художником, а все их мысли и заботы остались на работе, в поле. При этом нельзя не заметить, что выражения лиц и жесты у молодых людей, выросших в советские годы, более эмоциональны и раскованы. Вглядитесь, например, в портреты пограничника Сулеймана Торгаева или молодого человека из Воронцовки, – это люди, у которых ясные цели и чёткие задачи в жизни.

Замечателен портрет Нургазы Акчараева (правильно, наверное, Акчороева), колхозного мираба, от которого зависело своевременное и справедливое распределение воды и будущая урожайность поля. Случайных людей на эту должность не ставили. Фаворский нарисовал мираба человеком, который живёт в равновесии с собой и природой. Это нелегко, но зато он может открыто и честно смотреть в глаза другим людям.

Изумителен набросок головы мальчика, сделанный художником по дороге на Иссык-Куль. Таких детей киргизы называют жылдыздуу бала – славный (буквально, звёздный) ребёнок. Взгляд мальчика, прямой и цельный, проникает в душу. Хотелось бы надеяться, что он нашёл верную дорогу в жизни.
Фаворский поражал окружающих внутренней свободой и внешней простотой поведения. В поездках он наравне с молодыми спутниками делил дорожные передряги, не чинясь, спал на земляном полу. Благородный талант позволил ему создать в своих работах притягательный образ народа и края. Он словно очертил бессмертным карандашом волшебную территорию вечности. Его рисунки представляют собой важный документ времени, который никогда не утратит свою историческую значимость.
Художник верен реалиям жизни, но без любви к людям – ответственной и сострадательной – такая работа была бы невозможной. В 1956 году мастер писал: «Очень люблю вспоминать о Киргизии и о товарищах, с которыми там встречался». Киргизская серия работ Владимира Фаворского – счастливое событие.

Киргизы – один из немногих народов бывшего Советского Союза, который сумел в целостности сохранить национальное мировоззрение и традиционную этническую культуру. Поколения сменяют поколения, традиции же сохраняются. Примечательный факт: идеи и образы «Манаса» продолжают и сегодня волновать людей. Эпос стал для них не только творением огромной художественной мощи, но и неисчерпаемым источником нравственных идеалов, образцов гражданского служения обществу. Именно глубокое знание непрерывной истории и общественной мысли народа позволяет киргизам преодолевать социальные неурядицы нашего времени.


 
В 2016 году в Государственном Музеи А.С.Пушкина была организована выставка, приурочена к 130-летию со дня рождения одного из выдающихся мастеров графики и искусства книги ХХ века Владимира Андреевича Фаворского (1886–1964).

Она впервые широко представляет малоизвестную серию рисунков, созданную 70 лет назад во время его творческой поездки в Киргизию в 1946 году. На выставке участвуют работы из собрания семьи художника и частных коллекций.

К выставке подготовлено издание каталога, отражающего процесс увлеченного сбора Фаворским материала для иллюстрирования национального киргизского средневекового эпоса «Манас».

Издание включает в себя все выявленные на данный момент рисунки, тексты и документы, не только раскрывающие это событие как важный этап в искусстве большого художника, но и подтверждающее значимость исторической связи киргизской и российской культур. Владимир Фаворский. Эпос Киргизии. Рисунки.